СОЧИ 2012:инвестиционные проекты.«Горяночка» идет в гору
03.12.2012
Будучи пессимистом по натуре, я, признаться, всегда по-доброму завидую оптимистам. Знакомство же с просто неисправимым оптимистом, который в жизненных преградах и неурядицах видит лишь мелочи и лишний повод для моральной закалки, не думает о последствиях, строя перспективы на будущее (и тем более в его голове нет мыслей об апокалипсисе), честно говоря, заставляет поразмыслить над тем, насколько верно твое мировоззрение.
К такой категории людей, безусловно, можно отнести учредителя и гендиректора ООО «Инпромсервис» Мовсара Умарова. Предприятие, которое он возглавляет – «Горяночка» - занимается производством замороженного мясного полуфабриката: пельменей, котлет, тефтелей и т.д. Планы развития фирмы у молодого руководителя – грандиозные. И к ним, можно было бы отнестись с долей скепсиса, если не знать, с чего он начинал и чего достиг.
- Мовсар, так с чего все начиналось?
- Начинали мы, как и большинство предпринимателей, с малого. В 2004 году я продал свою машину и купил подешевле. На вырученные средства в 37 тыс. руб. мы с моими сестрами стали делать вручную пельмени. Нанимать кого-то со стороны не было возможностей. Тяжелое было время. Помню, как мечтали о ста тысячах, чтобы раскрутить производство. К счастью, в это время нам здорово помогла наша служба занятости. Помощь в размере 180 тыс. руб. по созданию рабочих мест стала значительным толчком в нашем развитии. Переломным моментом я считаю прошлый год: до этого времени, можно сказать, основные наши силы уходили на утверждение своей состоятельности и благонадежности во всех смыслах.
- Расскажите о сегодняшнем дне фирмы…
- На данный момент у нас в штате 51 человек. Мы приобрели и запустили итальянскую производственную линию «Доминиони» - единственную пока в республике: она производит и упаковывает мясной полуфабрикат. Организовали собственную базу поставок в Ростове-на-Дону и с января реализовываем там свою продукцию. В ближайших планах – появиться в Краснодаре, Сочи, Волгограде, Новороссийске, Нальчике.
Огромная заслуга в том, что мы сегодня крепко стоим на ногах, принадлежит вице-премьеру нашего правительства Павлу Пущину. Несмотря на занятость, этот человек всегда доступен и готов поддержать честных предпринимателей. Пока что мы развиваем два направления: это - производство мясного полуфабриката и обучение безработных профессиям, востребованным на рынке труда. Для этого у нас заключен договор с Центром занятости: по всей республике у нас работают центры обучения, которые ежегодно оканчивают более 1000 человек.
- Какие у Вас цели и перспективы?
- С перспективами мы определились после посещения недавнего международного инвестиционного форума в Сочи. Делегацию Ингушетии, как вы помните, возглавлял глава республики Юнус-Бек Евкуров. Результатом стало заключение правительством республики с нами договора о реализации одного инвестиционного проекта: мы будем строить завод по переработке отходов мясной промышленности. Проект мы осуществляем совместно с РИА Банком. Определились с земельным участком недалеко от Назрани. Там же хотим построить бойню, чтобы хотя бы на 60 % обеспечить себя сырьем.
- Что за продукцию будет выпускать завод?
- Костную муку и костный жир. На сегодняшний день, это самая востребованная продукция на рынке кормовых добавок: на одно предложение – пять спросов. А если эти добавки смешать с отрубями в сочетании с еще несколькими компонентами, то получается непревзойденный корм для несушек и КРС. Почти 95% такого корма усваивается в организме домашних птиц и животных. Поэтому с запуском завода хотим построить и свою мельницу, наладить производство комбикормов. Ведь все эти корма мы закупаем в других регионах за большие деньги. Построим хлебозавод. Будут свои автономные очистные сооружения. Здесь же построим компактное жилье для специалистов, где-то человек на 15. Надеюсь, через год у нас будут свои корма.
- Ко всему прочему, теперь не будет необходимости закапывать внутренности животных после забоя и вредить окружающей среде. К вам на переработку можно будет их носить?
- Для этого и строится завод. Мы просто не представляем себе ущерб, наносимый природе от таких захоронений. Это и отравление подземных вод, и угроза эпидемии, и прочие опасности, подстерегающие нас пусть не сегодня, но завтра. Но для этого нужно выстроить механизм взаимодействия госструктур и производителей (скажем, Роспотребнадзора), чтобы людям выгодно было приносить на завод отходы. Постепенно, к этому приучатся.
В других регионах утилизация таких отходов – весьма дорогое удовольствие, а за вред экологии нарушители платят нешуточные штрафы. Еще одним перспективным направлением развития своего предприятия мы видим строительство мясомолочного комплекса. Мы сделали заявку на выделение нам 500 га земли, где хотим построить фермы для племенного скота: поставим там 1000 голов дойного и 1000 голов откормочного скота. Наладим производство колбасных изделий, переработку молока.
Намерены мы попробовать свои силы и в другом направлении. Например, в выращивании картофеля на тех же 500 га. Я больше чем уверен, что в нашей малоземельной республике мы крайне халатно относимся к земле. Сеять нам надо культуры, которые дают максимальный урожай в наших климатических условиях. При хорошем уходе картофель с одного гектара у нас может дать 25 тонн урожая. Если даже реализовывать ее по 5 рублей за килограмм, получается 125 тысяч рублей выручки.
Что еще в планах? Откроем сеть магазинов «Горянка»: в ближайшие пять лет в планах открыть 50 фирменных магазинов, где будет реализовываться порядка ста наименований нашей продукции. Люди смогут покупать продукцию через интернет, по телефону. Лет через десять, надеемся, процентов 30-40 всей покупаемой в республике продукции этого направления будет носить название «Горяночка».
- В любом производстве очень важное место занимает т.н. микроклимат в коллективе. Как у вас складываются отношения с коллективом, основу которого, как я вижу, составляют женщины?
- Вы знаете, хороший психологический климат, нормальные доверительные отношения между людьми, рабочими и работодателем – это, пожалуй, главная составляющая успеха в любом деле. Хотя я это знал и раньше, но точно это уяснил лишь недавно. Некоторое время назад у нас был кризис из-за з,адержки зарплаты на три месяца.
Работники долго терпели, а потом взяли и дружно остались дома. Конечно, я был зол, для меня это был стресс. Проблему удалось вскоре удачно решить и все получили зарплату. Но, из этой ситуации я сделал очень важный вывод: люди у нас понятливые и готовы терпеть. Но они зарабатывают на хлеб насущный, кормят свои семьи и мои организационные недоработки не должны влиять на их жизнь. На взаимоотношения между нами тот кризис не повлиял. Напротив, он подстегнул меня к тому, чтобы работать лучше. Думаю, когда численность коллектива достигнет ста человек, можно будет подумать о создании профсоюза, лидеров которого люди выберут сами.
Газета «Ингушетия»