Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев провёл в г.Грозном заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
19.06.2012
Д.А.Медведев провел - в обновлённом составе Правительства Российской Федерации - первое заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
Председатель Правительства России отметил, что собирается, как и прежде, сам заниматься вопросами развития Северного Кавказа и, соответственно, будет возглавлять эту комиссию, поскольку считает, что «это один из важнейших наших государственных приоритетов».
На заседании был рассмотрен ход подготовки проекта государственной программы по развитию Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года, а также участники обсудили вопрос формирования туристического кластера на Северном Кавказе.
В своем выступлении Д.Медведев сказал: Мы должны – и это общая цель, которая остаётся, – качественно изменить ситуацию в регионе, сделать жизнь на Северном Кавказе привлекательной, естественно, безопасной и стабильной. Поэтому нам нужно сосредоточиться на решении целого ряда весьма сложных задач, в том числе на решении проблемы безработицы, которая остаётся весьма и весьма значимой проблемой в жизни округа.
Нам также необходимо создавать современную социальную и промышленную инфраструктуру и, конечно, увеличивать объёмы жилищного строительства. У нас есть определённые показатели по развитию всех этих вопросов, включая создание сотен тысяч рабочих мест. Мы в принципе в качестве контрольной цифры обозначили себе снижение безработицы по округу с 16% (подчёркиваю, это 16 усреднённых, конечно, процентов) до 5%. Должна существенным образом также вырасти обеспеченность жильём практически на треть. Амбициозные, серьёзные задачи. Решение их зависит от скоординированности действий федеральных властей с одной стороны и министерств и руководителей регионов, которые входят в Северо-Кавказский округ.
Конечно, очень важно, чтобы стимулировалась деловая активность, чтобы шло развитие бизнеса. Без развития бизнеса невозможно реализовать эти программы, причём не только крупного бизнеса, который в общем так или иначе всегда себе дорогу пробьёт, но и малого и среднего бизнеса, в том числе развитие малого и среднего бизнеса с использованием системы государственных гарантий. Государственные институты уже к этому делу приспособлены. Мы обязаны и дальше этим заниматься.
Я напомню, что в 2012 году Правительством были приняты решения о предоставлении государственных гарантий в текущем году на общую сумму около 50 млрд рублей. Сейчас основным инструментом укрепления социально-экономической сферы являются три крупные федеральные программы: программа «Юг России», программы развития Чеченской Республики и развития Республики Ингушетии. Только за последние четыре года мы направили на их реализацию более 130 млрд рублей, включая 120 млрд рублей из федерального бюджета. Это позволяет решать накопившиеся проблемы, очень острые проблемы, включая строительство школ. За последние годы в целом было построено 120 школ, свыше 100 больниц и поликлиник, 50 объектов культуры и спорта, проложено 270 км дорог, в целом улучшена коммунальная инфраструктура, введено 800 тыс. кв. м жилья.
Новая государственная программа интегрирует действующие федеральные целевые программы, а также подпрограммы по повышению инвестиционной привлекательности и развитию туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, а также подпрограммы территориального развития каждого субъекта, который входит в округ. Это позволит, надеюсь, нам более эффективно и рационально использовать государственные средства, сосредоточить эти средства на приоритетах развития Северного Кавказа и не допустить дублирования мероприятий и задваивания соответствующих источников. Основные положения государственной программы уже детально обсуждались на заседании комиссии в мае прошлого года. Тогда была поставлена задача завершить её доработку к августу 2011 года. Этого не было сделано. Жду сегодня доклада о том, почему это произошло. Естественно, после этого обсудим дальнейшие действия, как нам поступить с учётом того, что реализация прошлогоднего поручения не была доведена до конца.
Доработанный проект государственной программы должен быть внесён в Правительство до 1 декабря текущего года – это крайний срок, переносов больше не будет. И давно пора приступить к практической работе. Это вводные положения, касающиеся работы по государственным программам.
Теперь несколько слов о важной теме – развитии туристической отрасли. С момента принятия, развития решения о создании туристического кластера на Северном Кавказе прошло практически два года. Я был одним из инициаторов создания этой программы. Надо признаться, что за это время удалось кое-что сделать, в частности – что, может быть, самое важное, – была радикальным образом обновлена нормативно-правовая база. Резидентам туристических особых экономических зон были предоставлены дополнительные налоговые льготы и специальные преференции, упрощён миграционный режим для высококвалифицированных сотрудников, которые приезжают работать в соответствующую особую экономическую зону. Но это только подготовительные мероприятия. Перед нами стоит основная цель – ежегодно курорты Северо-Кавказского туристического кластера должны быть способны принимать порядка 10 млн. отдыхающих. Для этого необходимо построить гостиницы и коттеджи более чем на 100 тыс. мест, свыше 1 тыс. км горнолыжных трасс, больше 200 горнолыжных подъёмников и транспортную инфраструктуру. Конечно, эта задача не должна решаться за счёт государственных источников: государство стимулирует соответствующую активность, но крайне важно привлекать к этой работе внешних инвесторов.
Следует завершить юридическое оформление всех земельных и имущественных отношений в границах особых экономических зон (это ответственность наших руководителей регионов) и чётко определить потребности туристического кластера в инженерной, энергетической и транспортной инфраструктуре (это уже совместная ответственность). Мы понимаем, инвесторы, какие бы они ни были желающие что-то у нас делать, на пустую площадку не поедут, им нужно внятное понимание перспектив обустройства этой территории дорогами, объектами газа и электроснабжения. У нас есть тут свои проблемы, которые тормозят развитие инвестиций. Они всем вам хорошо известны, но мы тогда должны хотя бы чем-то привлекать тех, кто готов вкладывать свои частные средства – это отдельное искусство, которому мы все последние годы учимся и кое-где добиваемся неплохих успехов.
Нужно внести изменения в действующие федеральные целевые программы, которые касаются соответствующих вопросов, и программы естественных монополий - я имею в виду «Газпрома», ФСК и МРСК. Сегодня мы с вами это обсудим, и также необходимо принять все решения, касающиеся открытия финансирования. Наконец, должна быть разработана комплексная система обеспечения безопасности туристических центров и граждан, которая бы максимальным образом учитывала существующие риски и угрозы и отвечала всем международным стандартам. Это задача трудная, но уверен, она нам по силам. Других программ у нас нет, сопоставимых по объёму и значимости, и нам нужно будет реализовывать эту программу. Все остальные программы носят фрагментарный характер. Хотел бы, чтобы Александр Геннадиевич Хлопонин взял эту тему под личный контроль. Собственно, Александр Геннадиевич этим и занимался. Ну и необходима координация действий соответствующих структур, я имею в виду структур, которые отвечают в том числе за вопросы безопасности – это и МВД, и ФСБ, и самого открытого акционерного общества «Курорты Северного Кавказа». Вот то, что касается туризма.
И наконец, в ходе заседания мы должны рассмотреть целый ряд организационных вопросов, в том числе утвердить план работы комиссии на второе полугодие 2012 года.