Меню

Официальный сайт

Город на Терском хребте

07.12.2007

Малгобек признан городом воинской славы. Город-воин, город-труженик - он осенью 1942 года стал последним оборонительным рубежом, с которого начался обратный отсчет времени пребывания немецко-фашистских войск на Кавказе.

Мое первое знакомство с Малгобеком произошло в 1965 году. Моя мать - Герой СССР, летчица легендарного женского 46-го гвардейского, Таманского, дважды орденоносного полка ночных бомбардировщиков Раиса Ермолаевна Аронова - и отец решили провести своих сыновей по тем местам, где в годы Великой Отечественной войны проходил боевой путь полка, в котором воевала мама. Летние каникулы длинные и времени достаточно, чтобы проехать по дорогам, над которыми в далекие сороковые мама летала бомбить колонны вражеской техники. Отец сидел за рулем и так же, как сыновья, внимательно слушал воспоминания летчицы–ветерана.

Машина весело катила по Алхан-Чуртской долине - живописная местность между Терским и Сунженским хребтами. Рассказ мамы начался со времени августа 1942 года.

- Наш полк перелетел в станицу Ассиновскую 13 августа 1942 года. Золотая осень на Кавказе запомнилась нам кровопролитными боями в этом районе.

Она с грустью посмотрела через окно автомобиля на благоухающую долину.

- Сейчас - это жемчужина края, а тогда, в 1942-м, ее называли «долина смерти». В этой долине - город Грозный, именно к нему и рвались фашистские войска. Нефть - черное золото Кавказа - была главной целью захвата немецко-фашистского командования.

Мама достает из походного портфеля свою летную книжку за 1942-1943 годы. Листает пожелтевшие страницы. Высота - 492, Малгобек... сброшено ...кг бомб. Читаем указатель – Сагопши.

- 27 сентября 1942 года район села Сагопши стал местом смертельной схватки между нашими частями 52-й отдельной танковой бригады с приданными ей истребительным противотанковым полком, офицерским батальоном курсантов военного училища и немецкими войсками фон Клейста. Командующий 1-й танковой армии немцев сосредоточил для удара на Грозный 120 танков с десантом на броне (23-я танковая и СС «Викинг). Задачей нашего полка ночных бомбардировщиков было - в ночное время, когда немцы подтягивали свои танки к переднему краю, бомбить их колонны на узких дорогах прилегающей местности - задача не из легких. Долина в этом месте узкая, справа и слева - горы. Немцы - мастера светомаскировки, но наши девушки-летчицы тоже не промах, чуть где зазевается немец, зажжет зажигалку, а нам сверху хорошо виден даже такой огонек. Бросаем САБ (светящаяся авиабомба), вот они, голубчики, все как на ладони, и пошла работа. Самолеты уходили на задание по одному с интервалом 3-4 минуты и непрерывно бомбили с высоты 800-1000 метров обнаруженные колонны немецкой техники. Днем нашим наземным войскам, конечно, приходилось трудно. Стояли насмерть.

Мы подъезжали к Малгобеку. На склоне горы расположилось каменное строение.

- А вот и школа, - мама внимательно смотрела из окна автомобиля. - Ночью в полете для нас главное было правильно выйти на цель. Карты в планшетах, конечно, были у всех, но бортовое освещение в кабинах зажигать было опасно - в любой момент заметят с земли, а сбить наш «небесный тихоход» можно было из любого стрелкового оружия, если, конечно, обнаружить. Вот и ориентировались по характерным объектам местности. Эта школа - один из таких объектов. Вышла на него, значит правильный курс, а дальше по заданию.

Нас с братом так и подмывало спросить: а по самой, по тебе, здорово стреляли? Мама упреждает этот вопрос.

- Бывало и по нам били. Если вовремя не уйдешь обратным курсом, можно получить много дырок в плоскостях и фюзеляже, а то и того хуже. Главное, уйти от прожекторов, они как прилипнут, слепят, тут только мастерство летчицы спасало. Она скольжением уходит вниз, к земле, будто сбили, а потом у земли выравнивает самолет - и пошли домой. Но не всегда так лихо уходили. Немецкие прожектористы часто вели самолет почти до самой земли.

Отец - Пляц Леонид Степанович - летчик-штурмовик (в годы войны) воевал на другом фронте, но и он восхищался рассказами мамы.

- Лихо вы, девушки, дрались! Вот за это вас, наверное, немцы и прозвали «ночными ведьмами».

Машина въезжает в город Малгобек. По количеству памятников на братских могилах погибших воинов сразу становится ясно, что город дрался отчаянно.

- В ночь на 1 сентября 1942 года немецко-фашистские войска форсировали Терек в районе Моздока и начали наступление. Началась Малгобекская оборонительная операция, 4-го сентября 1942 года - начало обороны Малгобека. Обороняли город три советские армии (9-я, 44-я и 58-я) и два кавалерийских корпуса, - рассказывал отец.

Он заранее готовился к поездке и много читал о войне.

- Несколько раз город переходил из рук в руки, но дальше кирзавода немцы не прошли.

У нас так и напрашивалось сравнение со Сталинградским тракторным, тем более, что перед Кавказом мы проехали и по Сталинграду.

- Да, Малгобек можно назвать кавказским Сталинградом. Здесь решалась и судьба Сталинграда. Не устоял бы Малгобек, трудно даже предположить, что могло произойти... Потеря Грозного, Орджоникидзе, Баку и это было реально, но выстояли и...

Мама продолжила диалог:

- Погнали немцев с Кавказа после победы под Сталинградом. В начале января 1943 года пошел в наступление Северокавказский фронт, да так пошел, что мы еле успевали перелетать на новые полевые аэродромы, чтобы быть ближе к нашим наступающим войскам. До конца войны было еще далеко, но бои под Малгобеком нам хорошо запомнились, здесь мы воевали почти полгода, именно здесь наш полк стал настоящим гвардейским боевым авиаполком, первым в дивизии.

Мама на минуту замолчала, а потом неожиданно запела своим нежным певучим голосом:

Пройдут года. И ужасы войны

Изгладит время в памяти моей, Но в дружеском кругу, за праздничным столом

Мы вспомним боевые

Будни наших дней...

Отец подхватывает и они с мамой вместе поют:

С моря ветер веет,

Развезло дороги

И на Южном фронте

Все сложней летать.

Про бои в Моздоке

И у Малгобека

Где-нибудь, когда-нибудь

Мы будем вспоминать.

Прошли годы, ушли из жизни отец и мать, но та поездка навсегда осталась в моей памяти. Мы живем в новой России. Новый мир ставит сложные задачи всем нам, но какими бы сложными они ни были, люди и города, выстоявшие в той страшной войне, выстоят и теперь, если будут едины.

Анатолий ПЛЯЦ, президент военно-патриотического благотворительного фонда «Отечество»

Газета "Сердало", № 160 (9928) суббота, 8 декабря 2007 года