Русские возвращаются домой
14.12.2006
Им помогают и чиновники, и соседи
С Аллой Астаховой, обаятельной улыбчивой блондинкой, мы познакомились еще летом. Приехали в Орджоникидзевскую, а знакомые говорят - мол, недавно еще одна русская семья вернулась в станицу. Мы поехали знакомиться. Алла назначила нам встречу во дворе своего нового дома. Уютная двухэтажна на окраине, в гаражах возятся мужики, детвора гоняет по двору мяч.
- Вот здесь мне купили квартиру. Трехкомнатную! - гордится Алла новым жилищем. -Пойдемте.
Поскольку ключи были в единственном экземпляре, то хранили их у соседей, которые всегда дома. У ингушей считается большим несчастьем, если сосед тебе не доверяет. Поэтому после родных соседи здесь самые близкие люди.
Из двери выглянули две любопытные мордашки, широко улыбнулись, узнав Аллу, протянули связку ключей и тут же следом за нами.
Видно было, хозяйка ну очень рада собственному жилью. Когда-то, в трудные годы экономической и политической нестабильности, ее семья уехала из Ингушетии. Да только так и не смогла прижиться на новом месте. Домой, говорит, тянуло. Поэтому недавно с мужем и дочками решили вернуться в Орджоникидзевскую (более известную как Слепцовская).
«Домой хотим!» Этот лейтмотив звучит в тысячах писем в администрацию Сунженского и других районов, в письмах на имя Мурата Зязикова от бывших жителей Ингушетии, которые в разное время уехали отсюда. -Мы здесь чужие!», -Родина снится!» - пишут люди. Когда-то в Ингушетии жили свыше 20 тысяч русских. Потом большинство уехали. А вот теперь хотят вернуться назад. Как им не помочь? В Ингушетии действует единственная в России программа "Возвращение и обустройство русскоязычного населения», созданная по личной инициативе президента Мурата Зязикова. Программа получила одобрение президента РФ Владимира Путина, главой государства рекомендовано распространить опыт Ингушетии по всей стране. Для более эффективной реализации программы необходима помощь Правительства страны, поскольку бюджет Ингушетии не позволяет выделять все необходимые средства.
В 2006 году на ее реализацию в республиканском бюджете заложено более 4 миллионов рублей. На эти деньги людям покупают квартиры (они, кстати, жилье могут выбрать сами, как это сделала Алла Астахова), помогают материально.
В Ингушетию за последнее время уже вернулись около 600 человек. Судя по тому, что программа работает всего пару лет и предусматривает обустройство 30 семей в год, возвращение людей на малую родину идет с опережением. Поэтому в бюджет следующего года средств на воплощение в жизнь всех планов этой программы нужно закладывать уж точно не меньше, чем в этом году. А гораздо больше.
"Комсомольская правда", спецвыпуск, 14.12.2006 г.

