Меню

Официальный сайт

Домой, на Кавказ!

19.05.2005

Русские семьи возвращаются в Ингушетию. И им там рады.

Оксану Пронину из ингушской станицы Орджоникидзевской похитили и увезли в соседнюю Чечню пять лет назад. Тогда, после первой чеченской, русским в Ингушетии пришлось несладко. Прямо на улице средь бела дня бандиты могли схватить женщин, ребенка, старика, даже взрослого мужчину, затолкать в затонированную машину с чеченскими номерами и увезти в рабство.

Родные, друзья, милиция искали Оксану день и ночь. Как оказалось, не напрасно: через два года Оксану нашли и освободили из плена. Но спокойно жить там, откуда ее похитили, она уже не могла и вскоре переехала во Владикавказ в полной уверенности, что в Ингушетию больше ни ногой. Почти в то же время перевелась в Челябинский пединститут и уехала из ставшей опасной республики ее близкая подруга и однокурсница Наташа Братко.

Поэтому, когда прошлым летом подруги неожиданно встретились в родной станице, то долго не могли поверить собственным глазам. Оказалось, что Наташа вернулась в Ингушетию не одна, а с мужем, с которым познакомилась в Челябинске. Андрей - беженец из Казахстана, из той самой Кустанайской области, куда по приказу Сталина депортировали сотни тысяч ингушей. Неудивительно, что родина невесты ему сразу тянулась: «Все, решено! Мы сюда переезжаем».

Пример подруги оказался для Оксаны заразительным. Из «владикавказской эмиграции» (как она ее сама назвала) в родную станицу Пронина тоже вернулась не одна, а с двухметровым красавцем-женихом Павлом Артемьевым. На их свадьбе гуляла вся Орджоникидзевская. Под веселые песни да крики «Горько!» Оксана поняла, что настало время оставить в прошлом те два года мучительного плена и начать новую жизнь...

Для заместителя главы администрации Сунженского района Галины Губиной - местной казачки (ну вылитая Аксинья из «Тихого Дона») - истории, подобные тем, что произошли с Оксаной и Наташей, не в диковинку. По ее словам, только за прошлый год в Ингушетию вернулись 89 семьи и еще более двух тысяч, если можно так выразиться, «стоят на очереди». Чуть ли не каждый день к ней на стол ложатся письма со всех концов необъятной России: из Перми, Ставрополья, с Урала, из Краснодарского края - по обратным адресам можно изучать карту страны. И в каждом из этих конвертов крик души: хотим вернуться в Ингушетию, помогите!

- Для президента Ингушетии Мурата Зязикова возвращение русских в республику -дело чести, - считает Галина Степановна. - Иначе бы не появилась на свет специальная правительственная программа помощи таким семьям, исполнение которой Мурат Магометович контролирует лично.

Но и сама Губина не сидит, сложа руки: подыскивает репатриантам квартиры, работу, ищет дополнительные источники для оказания материальной помощи. Неугомонная Галина Степановна дошла с этой проблемой до самого Владимира Путина, а когда в Ингушетию приехала парламентская комиссия во главе с Александром Торшиным, она и их напрягла. Обещали помочь.

...А Оксана и Наташа недавно получили новые квартиры. Обустроиться помогают соседи - здесь не было еще случая, чтобы ингуши не поддержали вернувшиеся русские семьи.

Ирина Костюкевич, газета «Трибуна», 19.05.2005 г.