РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
16.07.2004
Лихачев В.Н., член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол
Ответы на вопросы журнала "Финансы, экономика, безопасность"
1. Как вы оцениваете работу Президента Ингушетии М.Зязикова и его взаимодействие с федеральным центром?
Прежде чем ответить непосредственно на Ваш вопрос хотелось бы напомнить ряд важнейших положений Конституции РИ. В этом году ей исполнилось десять лет. Речь идет о юридических нормах, которые закрепляют конституционно-правовой статус института президентства.
Согласно Основному Закону, Президент Республики Ингушетия является ее высшим должностным лицом, главой республики (государства) и, одновременно, главой исполнительной власти (ст.65). В этом качестве он выполняет ответственные функции: по гарантированию Конституции РИ, по защите прав и свобод человека и гражданина, охране безопасности и территориальной целостности Ингушетии. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он представляет Республику Ингушетию в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подписывает от её" имени договоры и соглашения (в том числе и международные)-(ст.65). Выполняет и другие государственные функции (ст.70). Сказанное - весьма солидная иллюстрация того, какой человек, получивший народный мандат в ходе прямых выборов при тайном голосовании, на принципе законной конкуренции, может занять конституционный пост Президента Республики. И профессионально, ответственно обеспечить его функционирование. В этом процессе, конечно, переплетены многие составляющие - политические, юридические, гуманитарные, социологические и, конечно, культурно-исторические.
Если посмотреть с точки зрения этих критериев на деятельность Президента РИ М. Зязикова, которая проходит уже третий год в сложных, по сути политически и экономически экстремальных условиях, то надо сделать вывод о позитивности в целом линии управления. Опираясь на Конституцию РФ, Конституцию РИ, исторические и общественные традиции Северного Кавказа, М.Зязиков содействует укреплению государственности Ингушетии, межнациональному и межконфессиональному диалогу, экономическому благополучию людей. В ходе этой миссии приходится опираться на ограниченные ресурсы (так сложилось), преодолевать инерцию прошлого, выстраивать инновационные схемы управления. На этом пути приходится также особо активно, ежедневно работать с федеральным центром, который сегодня сам находится в стадии реформирования. Но благодаря руководству республики, в официальных отношениях с Москвой господствует дух внимания, доверия, идет поиск ответов на трудные вопросы жизни. Заботы Ингушетии сегодня в поле внимания Президента РФ В.Путина, председателя Правительства М.Фрадкова, руководителей Федерального Собрания С.Миронова и Б.Грызлова. Ни на словах знаю их уважительное, деловое отношение к Ингушетии и её Президенту М.Зязикову. Но опираясь на эту политическую поддержку, Республика отдает отчет в том, что главная роль в достижении результатов политических и экономических реформ принадлежит ей самой, ее многонациональному народу. Только исходя из этого современного алгоритма развития, Ингушетия может стать самодостаточной и конкурентоспособной в составе Российской Федерации.
2. В октябре 2003 года М. Зязиков был избран Председателем Совета Ассоциации «Северный Кавказ». Что, по Вашему мнению, ему удалось сделать за прошедший период на этом посту?
По собственному политическому и дипломатическому опыту знаю, что ныне государственное строительство в Европе, Азии, Латинской Америке, других географических точках мира просто невозможно без регионального (субрегионального) взаимодействия. Такова тенденция мировой и континентальной интеграции. Уже созданы и запущены известные центры международного сотрудничества регионов. Например, Комитет регионов Евросоюза, Ассамблея регионов Европы, ПАСЕ и т.д. В РФ также имеется свой многообразный опыт. Он только нарождается, складывается в интересные формы и методики. Заметную роль в этом играют российские территориальные организации, в том числе и Ассоциация экономического сотрудничества «Северный Кавказ». Подобные структуры при эффективной работе способны содействовать полноценной интеграции субъектов региона, усилению между ними хозяйственных, культурных, научно-технических связей и тем самым, способствовать экономическому и политическому росту России, её субъектов. Значение имеет и тот факт, что они могут стать реальной государственной силой, организационным инструментом преодоления регионального эгоизма, разрешения существующих споров и даже конфликтов. И, конечно, сегодня, как никогда, важно разработать общие проекты и программы, в том числе и с участием иностранного капитала и зарубежных технологий, в сфере промышленности, агросектора, туризма, образования, строительства. Особо ценна эта работа в районе Северного Кавказа, живущего в течение нескольких лет в сложных условиях борьбы с терроризмом, организованной преступностью, при наличии экономических трудностей, беспрецедентных гуманитарных проблем. Поэтому деятельность М.Зязикова на посту Председателя Совета Ассоциации "Северный Кавказ" весьма сложна и многофакторна от создания атмосферы взаимопонимания до восстановления производственных связей, интенсификации торговли. Она поддерживается его коллегами, руководителями субъектов РФ, и руководством Южного округа в целом. Проводимые ими идеи государственного строительства в рамках единой федерации привлекают внимание российской и международной общественности, включая бизнес-сообщества.
3. Какова социально-экономическая ситуация в Республике и тенденции её развития?
Если говорить откровенно, то молодая республика находится в начальной стадии решения сложных среднесрочных и долгосрочных экономических задач. Нормативной базой действий служит Программа экономического и социального развития республики Ингушетия на период до 2006 года. Ее основные цели -повышение уровня жизни населения на основе осуществления комплекса институциональных преобразований, направленных на формирование рыночной среды, поэтапного перехода к стабилизации и устойчивому экономическому росту;
- достижение динамичного роста валового регионального продукта, повышение занятости населения; создание дополнительных рабочих мест; рост производительности труда, заработной платы за счет приоритетной поддержки конкурентоспособных производств реального сектора экономики, социально ориентированных отраслей производства;
- решение ключевых социальных проблем республики, повышение качества социальных услуг.
Достижение этих целей (при всей важности их четкого определения) требует солидной системной работы органов исполнительной власти, общественных структур, бизнеса, банков, депутатского корпуса. Нужны масштабные организационные, правовые, материальные, инвестиционные ресурсы, а также программы их точной концентрации и применения. Особая роль - научно-техническому и политическому сопровождению проектов и планов. Авторы Программы признают именно такой комплексный подход к оценке и решению существующих социально-экономических вопросов, преодолению имеющихся рисков. Документ, главным исполнителем которого выступает Правительство Ингушетии, включает следующие разделы:
1) Организационные мероприятия и нормативно-законодательная деятельность;
2) Производственный комплекс (промышленность, агрокомплекс, строительство, развитие);
3) Сфера услуг и потребительский рынок (связь, транспорт, дорожное хозяйство, торговля);
4) Социальный комплекс и экология (ЖКХ, образование, здравоохранение, социальная защита; культура и спорт; мероприятия по содействию занятости населения; миграционная политика, природоохранные меры).
Что ожидается по итогам реализации Программы? Прогноз положительный. Его основные показатели: увеличение реальных денежных доходов населения к 2007 г. - в 1,6 раза, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня на 6,4 процентных пункта; объем инвестиций увеличится в 2,3 раза; рост валового регионального продукта в 1,6 раз; увеличение производства промышленной продукции в 2,1 раза; увеличение производства сельскохозяйственной продукции в 2,2 раза; улучшение обеспеченности населения республики услугами социального комплекса; улучшение экологической обстановки в регионе. Другой актуальный вопрос: имеются ли у республики фактические предпосылки и необходимые ресурсы для достижения заявленного (планируемого) уровня социально-экономического развития? И на это имеется в целом позитивный ответ. Он проистекает из наличия существенных людских, сырьевых, технологических и иных источников стабилизации и роста экономики региона. При этом следует иметь в виду и реальные проблемы, трудности, в том числе макроэкономического, структурного, организационного свойства.
Так, Ингушетия располагает запасами различных минерально-сырьевых ресурсов. Важнейший среди них - нефть. В общем объеме промышленного производства на нефтедобывающую отрасль приходится более 60%.
Заметное место среди богатств республики занимает земельный и лесной фонды, определяющие перспективы развития аграрной и деревообрабатывающей отрасли.
Существенные, к лучшему, изменения происходят с демографической ситуацией. Этому содействует и проводимая в республике, несмотря на значительные сложности, в том числе и миграционные (беженцы из Чечни, вынужденные переселенцы из Северной Осетии-Алании), социальная политика.
На решение имеющихся проблем (безработица, сокращение в среднем объема производства промышленной продукции, высокая степень фактического износа основных фондов, неэффективность управления, недостаточность финансовых средств и др.) направлены как федеральные, так и республиканские программы развития. Очень важно, чтобы они были обеспечены не только нормативно, но и финансово, опирались на рыночные механизмы, были взаимно скоординированными.
4. Ведется ли работа в области международного сотрудничества, если да, то какие международные организации присутствуют в Республике?
Сегодня трудно представить любой из 89 субъектов Российской Федерации вне пространства международных связей, вне процесса участия в международной экономической, научно-технической, культурной кооперации. Многими из них накоплен интересный опыт, который становится предметом внимания таких структур, как Ассамблея европейских регионов, Конгресс местных и региональных органов власти Совета Европы, Комитет регионов Европейского Союза и т.д. Этот опыт учитывается в ходе подготовки соответствующих международно-правовых актов. Сегодня он актуален для разработки проекта Европейской конвенции регионального самоуправления, которую собираются принять в СЕ на следующий (2005) год.
Естественно, Республика Ингушетия также не стоит в стороне от этих объективных процессов. Отметим, что в строительстве международных связей ею сделаны лишь первые шаги. Но они представляются важными как в концептуальном, так и в практическом смысле. Прежде всего следует отметить начало формирования собственной (республиканской) нормативной базы в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия и Конституцией Российской Федерации. В нее входят, в частности, законы РИ "Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия", "О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия", "О налоговых льготах отдельным категориям налогоплательщиков" и др.
Функционируют ответственные за это направления структуры. В их числе -Министерство экономики РИ, Торгово-промышленная палата РИ.
Другой значимый аспект - установление прямых, разнообразных по форме, контактов с иностранными государствами и международными организациями. Среди них - Белоруссия, Казахстан, Турция, Норвегия, страны Ближнего и Среднего Востока, Совет Европы, ЕС, Организация объединенных Наций и др. Предметом общения являются вопросы экономики, инвестиций, строительства, культурно-исторического наследия, поддержки ингушской диаспоры зарубежья, туризма. Особое направление сотрудничества - решение гуманитарных проблем на основе межправительственных и неправительственных механизмов. Международное гуманитарное сообщество представлено в регионах Северного Кавказа, в том числе Ингушетии, программами ООН, ВОЗ, МККК, ОБСЕ, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Детского фонда ООН, Датского совета по беженцам, "Исламик Релиф" и др.
По мере достижения устойчивости в социально-экономическом развитии, приобретении большей инвестиционной привлекательности (в республике принята в этой связи целая система приоритетных инвестиционных проектов), будет укрепляться международных имидж Ингушетии, расширяться число ее зарубежных партнеров, увеличиваться объем международных договоренностей, в том числе и на пространстве СНГ.
Совершенствованию международной деятельности Ингушетии способствовали бы такие меры, как принятие Закона РИ «О международных и внешнеэкономических связях республики Ингушетия», достижение договоренностей о приграничном сотрудничестве субъектов РФ с регионами Грузии, выход в перспективе на создание совместного проекта "Еврорегион Северный Кавказ" (на основе методологии и опыта Евросоюза, Совета Европы и т.д.), расширение практики сотрудничества с государственными и административным структурами стран СНГ, учреждение в них на основе взаимности торгово-экономических представительств республики Ингушетия, организация системной презентации республики Ингушетия в международном общении (конференции, выставки) как в двустороннем, так и многостороннем формате. Особый акцент должен быть сделан на подготовку специализированных кадров, в том числе и в стенах Ингушского государственного университета, МГУ, МГИМО (У), Дипломатической Академии МИД РФ, Ростовского Государственного Университета, Казанского Государственного Университета.
5. Какие на Ваш взгляд стоят основные цели и задачи перед руководством Ингушетии на 2004 - 2006 год?
В любой сфере жизни, а особенно, если речь идет о государственном строительстве во всем его многообразии, правильный выбор цели (целеполагания) имеет огромное политическое и прикладное значение. С учетом накопленного опыта, сформулированных в Конституции Республики Ингушетия задач, а также существующих проблем и перспектив формула движения региона как равноправного субъекта Российской Федерации должна включать два органичных элемента: стабилизация и конкурентоспособный рост. Как мы уже говорили выше, предпосылки для устойчивого развития, в единстве уважения традиций и инновационных мер, включая рыночные механизмы, технологии, существуют. Главное - создать условия, в том числе и субъективные, для их материализации. На наш взгляд, наиболее актуальны для Ингушетии следующие четыре основных блока вопросов. Первый - связан с внутренними процессами, обеспечением тех задач, которые сформулированы в Программе экономического и социального развития Республики Ингушетия на период до 2006 г. Думается, что этот документ мог бы быть дополнен соответствующими Программами, ориентированными на совершенствование и эволюцию государственно-правовых институтов и отношений (включая административную реформу, местное самоуправление, область законотворчества), а также ингушского общества и его компонентов, включая СМИ.
Второй - относится к деятельности Республики Ингушетия по укреплению и углублению федеративных отношений на основе принципов демократии, разграничения полномочий и предметов введения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти республики, солидарности и субсидарности. Россия как Федерация вступила в очередной период реформирования, он затрагивает сферу политико-правового и социально-экономического обустройства, более полного учета региональных и муниципальных особенностей, повышения взаимной ответственности, в том числе и в сфере межбюджетных отношений центра и регионов. Каждый субъект РФ обладает специфическим набором признаков, потребностей, но в тоже время работает под обеспечением общегосударственных интересов. Из необходимости такого баланса исходит и Ингушетия, которая весной 2005 г. будет отмечать 235-летие присоединения к России.
Федерализм - улица с двусторонним движением. Поэтому следует четко подчеркнуть и другой аспект. Он связан с расширением общего объема помощи и поддержки регионов, включая Республику Ингушетия, со стороны федерального центра. Такой подход должен отличаться ответственностью, целенаправленностью, конкретными действиями органов федеральной власти.
Третий - затрагивает политику Ингушетии в отношении субъектов РФ, действующих в Южном федеральном округе, а также в других районах России. Конечно, она отвечает высоким идеям федерализма, исходит не только из необходимости, но и возможности прагматичного, к взаимной выгоде, сотрудничеству по различным векторам. Цена такого взаимодействия определяется в числе прочих существенной общероссийской задачей - изменить отношение общественности страны и за рубежом к Северному Кавказу как региону исключительно проблемному (негативному), как некой "зоне длительного конфликта". Ингушетия на протяжении нескольких лет находилась вблизи сложных политических и территориальных процессов, демонстрировала уважение к таким ценностям, как мир, добрососедство, порядок, обеспечение прав человека и др. Тем самым практически, на деле, она стала, и останется таковым в будущем, важным фактором региональной безопасности России. Миролюбивым потенциалом обладают и другие субъекты РФ. Его сложение -гарантия успеха в борьбе против сил терроризма, организованной преступности, сепаратизма, религиозного экстремизма, которые до сих пор существуют в Северо-Кавказском районе. Не менее важно направить эту совокупную волю на согласованные проекты (промышленность, энергетика, экология, туризм, фундаментальные науки и др.), разработку законов и соглашений общерегионального и общероссийского масштаба, на превращение Северного Кавказа в область устойчивого (по меркам ООН) развития. Политическая и интеллектуальная элита Ингушетии могла бы выступить на этот счет с соответствующими инициативами. Например, с идеей разработки декларации о региональной безопасности и взаимопомощи на Северном Кавказе, проекта Кодекса поведения субъектов РФ перед вызовами и угрозами XXI в.
Наконец, четвертый - он касается расширения участия Республики Ингушетия в международном общении, строительстве эффективной системы межрегиональной интеграции. Само геополитическое и геоэкономическое положение Ингушетии создает широкие естественные, а также социальные предпосылки для подключения Республики к процессу регионализации как на европейском, так и евроазиатском пространстве, включая, конечно, страны СНГ. Подобный подход к международным контактам (экономическим, культурным, научно-техническим, молодежным, спортивным и т.д.) призван укрепить имидж Ингушетии, снять у населения психологическое состояние «вечной проблемности», укрепить его веру в перспективность, востребованность ингушского народа в мировой и европейской семье народов. С другой стороны, он должен способствовать достижению и конкретных практических целей -овладению рыночными ценностями, усвоению опыта мировых цивилизаций и, конечно, демонстрации исторической уникальности ингушской нации, ингушской культуры, языка, государственности. Но помимо духовной, идеологической стороны значение в границах межрегионального взаимодействия, причем в возрастающих масштабах, будет приобретать торгово-экономический доминант. И здесь, как мы видели, у Ингушетии есть собственные стартовые позиции, есть привлекательный внешнеэкономический потенциал. Содействие его раскрытию - задача как местной, так и федеральной власти в лице Правительства России, МИД РФ, МЭРТ РФ, других структур.
Все сказанное позволяет определить перспективно Республику Ингушетию в качестве одного из возможных соавторов и соисполнителей предлагаемого нами российского проекта "Общеевропейский дом регионов", который политически мог бы возглавить Президент Российской Федерации В.В. Путин как руководитель крупнейшего современного федеративного государства. Разработка такого проекта отвечает в полной мере задачам интеграции России в мировую политику и экономику, универсализации обеспечения международной безопасности, защиты прав и свобод человека, борьбы с терроризмом, наркоторговлей, сохранения исторических и культурных традиций мультинационального мира и т.д. Президент Республики Ингушетия М. Зязиков мог бы озвучить его на заседании Государственного Совета РФ. Инициативно и после консультаций с руководством заинтересованных субъектов РФ Ингушетия в состоянии начать работу над концепцией строительства нового Еврорегиона "Северный Кавказ", который бы включал в качестве эффективных участников государственные и административные единицы Российской Федерации, Грузии, других стран. Такой шаг, вне сомнения, получил бы одобрение Организации объединенных наций, Совета Европы, Европейского Союза, Парламентской Ассамблеи стран-членов СНГ и др. Как мы видим, перед Президентом, Народным Собранием, Правительством Республики Ингушетия стоят стратегически важные и объемные задачи. От их решения зависит судьба ингушской государственности, социально-экономическое и политическое благополучие народа и конкретных людей, Вот почему крайне необходимо достижение общественного единства в оценке приоритетов Республики, так и в самой работе по их обеспечению. В истории ингушского народа были различные периоды, в том числе и очень трагические. Да и сегодня ему приходится решать одновременно немало сложных проблем. Но всегда, хочется еще раз повторить; всегда, ингуши делали правильный, основанный на оптимизме и реализме, выбор. Они были и остаются с Россией. Они работали и работают на ее авторитет. Российская власть должна об этом помнить и этим гордиться. Также как помнить и гордиться судьбой всех других, включая русского, российских народов.
В этом - ее сила, мощь и право быть творцом в современном миропорядке XXI веке.