Меню

Официальный сайт

«Мурат Зязиков: Мир на Кавказе требует объединения всех усилий»

05.07.2004

ffff.jpg Эта беседа с Президентом Республики Ингушетия Муратом Зязиковым готовилась буквально за несколько дней до недавнего вторжения на эти земли террористов. Потом были тяжелые потери, самоотверженная работа медиков с ранеными, покалеченными. Глава республики принародно благодарил их за своевременную и квалифицированную помощь...

Но несмотря на то, что Ингушетия сейчас залечивает страшные раны, что у ее руководства много других проблем, мы решили поместить без изменений беседу с Муратом Магометовичем. Ибо плохое забудется, а хорошее - великая культура, славные традиции, неустанное стремление к миру его народа - останется навсегда. Об этом и размышляет Президент Республики Ингушетия.

- Мурат Магометович, вы не только популярный политик в России, но и руководитель субъекта Федерации, написавший кандидатскую диссертацию по истории Северного Кавказа. Как она называлась, почему была выбрана эта тема?

- Научной работой я занимался до того, как был избран Президентом Ингушетии. Тема моей диссертации - «Традиционная культура ингушского народа: истоки и характер». Как вы понимаете, тема выбрана не случайно. Я - сын этого народа, как и любому ингушу, мне важно было проанализировать его прошлое. Эта работа пригодилась мне впоследствии при принятии важных государственных решений.

- Какой вывод вы сделали в своей диссертации?

- Я пришел к выводам, на которые опираюсь в своей работе, при построении отношений с соседними территориями. Если попытаться суммировать главный итог, он простой, но от этого не менее ценный: ингуши выступали и выступают примером монолитного единства в яркой палитре всеобщности кавказской цивилизации. Они на протяжении веков структурировались в составе России, выступали за дружеские отношения в регионе.

- Политики сегодня все чаще говорят о необходимости укрупнения субъектов Федерации. Ваше отношение к изменению административного деления страны? И возможно ли возвращение в прошлое: объединение Ингушетии и Чечни?

- Думаю, что в столь сложном вопросе, каковым являются повороты в административной политике, не стоит унифицировать для всех даже положительные начинания. От этого зависят судьбы сотен тысяч людей, если не миллионов. Поэтому недопустимо следовать моде и в этом вопросе стараться понравиться центру. Здесь лучше учитывать конкретно исторические условия развития и проживания народов-соседей, степень их генетического родства, экономические, политические, стратегические и другие составляющие межкультурных коммуникаций.

Восемьдесят лет советская власть связывала воедино судьбу ингушского и чеченского народов. Вместе нас депортировали из родных мест, сообща мы пережили геноцид, одним решением разрешили вернуться из ссылки, когда наши очаги и дома были уже заселены другими людьми. И тем не менее это было навязывание общей судьбы разным народам.

Исторические источники подтверждают, что чеченский и ингушский народы, за исключением нескольких десятков лет искусственного объединения в СССР, никогда не образовывали единые государственные структуры и тем более единое государство. Два самобытных народа существовали раздельно, каждый из которых играл свою роль в развитии Северного Кавказа и устройстве государственных отношений в нашем регионе. И прежде чем рассуждать о необходимости укрупнения тех или иных субъектов, надо помнить, повторюсь, что мы берем на себя огромную ответственность при принятии такого судьбоносного решения. При этом нельзя не учитывать особенности развития субъектов Федерации, не обойтись без ретроспективного и стратегического анализа последствий «укрупнения». В данном случае два самобытных братских народа могут объединять добрососедские отношения в составе России.

- «Чеченский вопрос» стал первым серьезным испытанием на прочность для посткоммунистической России. Но и спустя десять лет будущее страны как федеративного и правового государственного образования зависит от того, насколько адекватным будет ответ на вызов сепаратистов. Что может противопоставить государство таким разрушающим проявлениям?

- Я думаю, что молодому российскому государству не следовало тогда принимать подобный вызов - это ошибка руководителей того времени, стоящая тысячам соотечественников жизни и искалеченных судеб. На разрушающие проявления в тот период, да и сегодня тоже, может быть только один адекватный ответ - консолидация и сплочение всех сил для мирного устройства, совместные усилия для укрепления единой великой России. Нужно сделать шаг навстречу друг другу.

- Где, на ваш взгляд, проходит граница толерантности, терпимости диаспор и народностей на Северном Кавказе?

- Этот вопрос носит концептуальный характер только в рамках стратегического развития региона. Он чрезвычайно сложный. Как и в установлении границ межкультурных отношений, так и при анализе особенностей менталитета всего общества – в каждом конкретном случае свой предел, свои границы. Конечно, выбор при этом происходит на основе этнической самоидентификации народностей, но, повторюсь, везде необходим исторический и в то же время не абстрактный подход к установлению границ толерантности.

- А насколько сильно влияние ислама на политические процессы на Юге страны?

Оно не большее не меньше, чем влияние любой культурно-образующей религии в другом регионе. Дело в другом, к сожалению, отдельные группы в своих корыстных интересах стремятся разорвать российскую государственность. И для того чтобы дестабилизировать мирный процесс в регионе, пытаются придать своим действиям религиозную окраску. Прием, прямо скажем, не новый. Под лозунги борьбы, опираясь на религиозную неграмотность молодых людей, всего лишь традиционно считающих себя мусульманами, эти политические захватчики пытаются получить власть. Надо сказать, они ловко манипулируют цитатами раннего ислама, вырванными из текста. Но они обречены. Ислам как религия, имеющая глубокие культуро-образующие основы на Северном Кавказе, как и православная церковь, призывал и призывает к упрочению мира. Это прекрасно понимают все здравомыслящие верующие.

- Как вы считаете, какие изменения должна претерпеть политика центра на Северном Кавказе? Что из опыта прошлого можно использовать сегодня при построении национальной политики в регионе?

- Сегодня центр уже ведет политику, направленную на консолидацию всех народов, проживающих в регионе. Мы добьемся большего, когда представители разных ветвей власти будут принимать только взвешенные решения. А для этого не грех воспользоваться и доверительным советом людей, знающих специфику традиции, особенности менталитета жителей региона. Убежден, что в таком подходе заложен успех политики, например на установление мирной жизни в той же Чечне.

- Книги каких авторов по истории Северного Кавказа вы считаете самыми точными и объективными? Перечитываете ли вы их?

- На мой взгляд, без передергивания и идеологического подтекста исследуют историю взаимоотношений народов Северного Кавказа, его духовную культуру, берущую истоки в древних цивилизациях хеттов, римлян, книги Е.Крупнова, Б.Семенова, Д.Мальсагова, И.Дахкильгова и многих других. Я их не просто читал, а изучал. Но своими любимыми произведениями, к которым обращаюсь вновь и вновь, считаю исторические романы талантливых авторов Идриса Базоркина «Из тьмы веков» и Саида Чахкиева «Золотые столбы».

- Мурат Магометович, традиционные вопросы «Медицинской газеты»: приходится ли вам обращаться к врачам, какое впечатление оставили эти встречи?

- Как любой человек в течение жизни, конечно, я не раз обращался к врачам. Это ведь профессия, помогающая сберечь и поправить здоровье. Во время службы регулярно проходил диспансеризацию и встречался с медиками. В какой-то мере и они сориентировали меня на то, что надо следить за своим здоровьем. Если позволяет время, я стремлюсь заниматься спортом. Кроме того, не упускаю случая «поболеть» за наших спортсменов в поединках по боксу и популярному в Ингушетии футболу. Люблю играть сам. Кстати, юные ингушские футболисты заняли первое место по мини-футболу и будут представлять Россию на Кубке мира в Париже.

- Ингушетия по праву может гордиться и числом долгожителей, их больше, чем где-либо в России. Какие черты национального характера, на ваш взгляд, этому способствуют?

- Этот вопрос надо адресовать медикам. Хотя в окружении такой необыкновенной по красоте природы и живется легче. У нас есть минеральные источники, кристально чистые реки, леса, вместившие в себя невероятные сочетания деревьев.

- Ингуши - автохтоны Кавказа. К наиболее ранним формам их материальной культуры историки относят так называемую Кобанскую культуру бронзового века - XVI-IV вв. до н.э. Разнообразные бронзовые изделия хозяйственного и культового назначения, ювелирные украшения вызывают у археологов восхищение мастерством исполнения и свидетельствуют о развитой хозяйственной деятельности предков ингушей. Возможно, и это «играет» на жизнеспособность народа.

Убежден, что этому не в последнюю очередь способствует и неисчерпаемая духовная сила ингушского народа. На протяжении веков мы сохранили национальное самосознание и достоинство, язык и культуру, традиции и обычаи, широту души, открытость и мужество характера. Все это вместе и дает силы нашим старейшинам.

- Какие слова вы как руководитель республики считали бы нужным сказать медикам?

- Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Много встречается крутых подъемов, но от преодоления их получаешь и радость. Так было и так будет. Человек всегда находится в дороге. И надо помнить, что трудности преодолимы.

Всем живущим в нашей маленькой, но прекрасной республике и других регионах России желаю успехов в работе, отличного здоровья, бодрости в пути, грядущих светлых дней. Пусть благодарные пациенты говорят медикам лишь теплые слова. Творческого им полета!

Беседу вел Алексей ПАПЫРИН, спец. корр. «МГ».

Медицинская газета, №50 от 02.07.2004