К земле вернулся ХОЗЯИН
13.05.2004
Долгие годы славилось результатами своих полей и ферм кантышевское хозяйство 40 лет Октября . На фермах содержались высокоудойные коровы, на площадках откармливался молодняк. А хлеб, который всему голова, даровали поля, радовавшие глаз и тучным колосом, и увесистым початком. Бывали годы, когда обширнейшие тока и амбары не вмещали, а люди и механизмы не успевали обрабатывать поступающий с нивы урожай зерна, початков, маслосемян, картофеля и сахарной свеклы. Все это вместе составляло славу и гордость сельчан, работало во благо Назрановского района.
Но главную ценность села составляли его люди, умудренные опытом и знаниями мастера. И кто тогда не слышал имена кукурузоводов Багаудина Кодзоева, Лахана Евкурова, Юсупа Гелисханова, доярок Зины Даурбековой, ее матери Шарипат Даурбековой, Розы Тимурзиевой и др. По заслугам воздавались им и почести. Помнится осень, когда шла уборка 200-гектарной кукурузной плантации Багаудина Кодзоева. На работе был занят мощный уборочно-транспортный комплекс из десятков уборочных агрегатов и доставочных средств. Погода стояла ветреная, во всем благоприятствовала работе. С косовицей и доставкой урожая на центральную усадьбу справились в считанные дни. Когда подвели итоги, поразил вес урожая более трех с половиной тысячи тонн початков, что в расчете на гектар в среднем составило 110 центнеров сухого зерна.
Да, были мастера на удивление всей кавказской земле, и учиться у назрановцев высокому умению выращивать чудо-урожаи приезжали коллеги с ближних и дальних весей.
Быть может, о той былой большой славе ингушских земледельцев и не было бы особой нужды говорить, если бы в одночасье, наступившее в постсоветское время, не распылились и годами накопленные опыт и материальные возможности. Да не по воле собственной, а персту указующему произошло все это.
Четыре крестьянских поколения сменилось у плуга и борозды на земле, избавляясь от психологии частника, учась совместному коллективному труду, сочетаясь умением и знаниями, и это новое настолько вошло в сознание людей, что выработались у них и привычки, и подход к долгу хлебороба совсем отличные от прежних. И вдруг поворот в обратную сторону без подготовки, без предупреждения, без наглядного отеческого примера, основываясь по существу на одной лишь голой памяти вот наши деды при царе Горохе делали то-то и то-то . Нарисовали на бумаге СОКСы и крестьянско-фермерские хозяйства. Мол, внедряйте и осваивайте. Но при этом забыли, что это новое - хорошо забытое старое, а потому нуждается в постоянной опеке, материальной, моральной и организующей поддержке.
Конечно, дали крестьянину землю и энную сумму денег на первый случай, а механизма как реализовать все это, заставить работать на отдачу не выработали: ведь надел-то механизатор получил без тягла, инвентаря, семян, удобрений и много другого нужного для эффективного ведения хозяйства. Опыт такого порядка уже был в нашей истории, только с точностью наоборот. К чему это привело, мы тоже знаем. Но уроки истории в том и состоят, как сказал один из великих, что из них не извлекаются никакие уроки.
Частная инициатива дело хорошее, проверенное временем, но нуждается в обеспеченной подпитке, заботе, чего, к сожалению, земледелец был лишен в течение всего первого десятилетия становления республики. Дефицит внимания отрицательно сказался и на государственном секторе землепользования.
Я разговариваю с директором государственного унитарного предприятия Кантышевское М. З. Бековым, с которым знаком не понаслышке, а лично, и тому более четверти века. Человек энергичный, влюбленный в свое дело. Один из тех, о ком принято говорить, что способности у него от Бога. Это он сумел в свое время собрать и сплотить вокруг себя специалистов, думающих и деятельных, людей, как и сам, с хозяйской жилкой и превратить хозяйство средней руки, каким был совхоз 40 лет Октября в 80-х годах теперь уже прошлого века, в высокомеханизированное сельское предприятие по производству зерна, мяса, молока и других продуктов питания. С этой целью лично сам объездил весь Юг России, бывал в хозяйствах Молдавии, Украины, в Подмосковье и Тульской области. Все лучшее брал на карандаш, осваивал у себя. Создал мощный машиннотракторный парк, который укомплектовал 90 единицами грузового транспорта, 120 тракторами, около 40 т. зерна 4 кукурузоуборочными комбайнами, кормоуборочными агрегатами и другими механизмами. Энергонасыщенность была высокая, что в сочетании с передовыми агротехническими приемами обеспечивало хозяйству высокую культуру земледелия. Отсюда и был успех.
Руководству, пришедшему возглавить возрожденную республику, воспользоваться бы услугами таких людей, как Беков. Но нет, от них поторопились избавиться. Нажитое проели в течение десятилетия, замену не создали. В результате хозяйство, как впрочем и вся республика, оказалось у разбитого корыта. Поля без хозяйской руки заросли бурьяном, технику растащили по дворам, кто трактор увел, а кто лемех от плуга, животноводческие фермы, где содержались свыше пяти тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе 1200 высокоудойных племенных коров, опустели, не стало отар, насчитывавших несколько тысяч овец.
Но, к счастью, к руководству республики пришел знающий боли людей, выросший на этой земле человек, при котором и Мурату Зелимхановичу, и многим подобным ему тоже нашлась работа. И истосковавшиеся по живому делу люди горячо взялись за привычные занятия.
- Когда вернулся в хозяйство, - рассказывает Беков, - из всего прежнего парка механизмов всего-то и оказалось на ходу три трактора да четыре-пять автомашин, а из прицепного инвентаря на две сцепки борон не хватило. Что еще хуже сам оказался без рабочего кабинета: бывшая совхозная контора по чьей-то злой воле сгорела и стояла без крыши с почерневшими глазницами окон. Ни самому где присесть, ни бухгалтеру где отвести кабинет. Это, конечно, было последнее дело.
Первым шагом Беков подрядил бригаду строителей. Поставил перед нею задачу возвести над зданием новую крышу и отремонтировать два-три кабинета для себя и счетных работников. Потом призвал к себе Лохана Евкурова, старого механизатора, с которым прежде работал вместе много лет, но к тому времени находившегося без дела.
Не соскучился по живой работе? спросил Беков. Хватит хандрить, принимай бригаду.
- Уже ль не шутишь, Мурат? Да с тобой в огонь и в воду, - ответил тот. А то и в самом деле тоска заела.
Примкнул к ним и молодой агроном Магомет Арчаков.
Втроем они составили ядро предприятия, именуемого ныне ГУП Кантышевское . От двора к двору ходили, собирая и комплектуя в новые механизированные звенья и бригады старых и молодых механизаторов. Люди охотно откликнулись, стали возвращаться к земле.
Подогрело людей и вселило в них уверенность, главным образом, то обстоятельство, что возрождением сельского хозяйства заинтересованно взялся сам новый лидер, Президент РИ М. М. Зязиков, который распорядился вложить в отрасль значительную часть средств из республиканского бюджета. Благодаря этому, в хозяйство стали поступать семена, химические удобрения, ядохимикаты, возросла энерговооруженность, пополнился парк машин, пахотных агрегатов и зерноуборочной техники.
Благодаря дружной работе коллектива, предприятие впервые за многие годы успешно справилось с осенней пахотой, и в нынешнюю весну сев яровых будет произведен по зяби, где задумано разместить 165 гектаров овса с ячменем, 170 гектаров сахарной свеклы, 100 гектаров кормовых культур. Но главный посевной клин займет кукуруза, под которую отводится 1000 гектаров. Земля хорошо обработана и влаги в ней достаточно.
Напоследок Беков везет меня на ближние от центральной усадьбы озимые поля. Всех озимых 1100 гектаров.
- Покажу, что хлеб едим не зря, - говорит он, предлагая мне место рядом с собой в новенькой Ниве .
И впрямь, посевы в отличном состоянии. Подступают вплотную к обочине дороги, не оставляя ни метра незанятой площади, взошли плотным изумрудным ковром.
Слева от дороги трехкубовая емкость на колесах, заправленная готовым к применению жидким гербицидом для обработки посевов против сорняков, дальше в низине бригадный стан, где работают каменщики, возводя из обожженного кирпича двухэтажное здание. Это строится новая контора.
Мнение Бекова: место руководителя вместе со всеми, там, где кипит созидательный труд, добывается успех, рождается хлеб. Он возлагает на нынешний год больше надежды. Основа заложена хорошая, лишь бы не подвела погода.
- Даст Аллах, будем с хлебом, - говорит директор.
М. МАЗИЕВ, газета "Сердало", 13.05.2004 г., №53 (9428)

