Перспективы сотрудничества
07.01.2004
На Республику Ингушетия легла сегодня ответственная политическая и социально-экономическая функция стабилизации в одном из наиболее сложных районов России. Это понимает как руководство РФ, так и руководители Республики, работающие над решением важных государственных и региональных проблем: подъем экономики, создание рабочих мест, цивилизованный подход к вопросам миграции, другим гуманитарным аспектам, межнациональный диалог, межконфессиональное согласие, интеграция кавказских регионов и многое-многое другое. Для их решения привлекаются разнообразные ресурсы: политико-экономические, государственно-правовые, материальные и, конечно, идеологические.
Руководство Ингушетии серьезно работает над формированием международного статуса Республики, над образованием многоаспектной системы международных связей, в том числе и на европейском направлении. Опираясь на Конституцию РФ и законодательные акты, Республика работает над созданием собственного блока нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы участия в межрегиональном общении. С другой стороны, претворяя их в жизнь, - формирует свой опыт, почерк в европейском и российском пространстве.
Что наиболее характерно для этой деятельности, какие результаты достигнуты, какие существуют проблемы? Ответ на эти вопросы должен быть содержательным и прагматичным, так как современная Ингушетия в качестве регионального образования по европейским критериям делает первые шаги. И в то же время, по сравнению с большинством российских субъектов, находится в таких геополитических условиях (приграничная территория, соседство с Чечней и Грузией, гуманитарные проблемы), которые поставили ее сегодня в центр пристального внимания международного сообщества (международных организаций, таких как ООН, СЕ, Евросоюз, правозащитных структур, СМИ и т.д.). Отсюда специфика и особенности становления ингушской модели регионализма.
Конечно, эта модель воплощает весьма важные черты субъектности, присущие всем регионам России (например, развернутый диалог с центральной властью, поддержка ею юридически и практически процесса установления субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей, структурирования на основе Конституции РФ стабильных и взаимовыгодных отношений с соседними российскими территориями, развитие долгосрочных отношений с регионами стран СНГ и тд.).
В этом смысле вызывает интерес опыт экономического и культурного сотрудничества Республики Ингушетия с Северной Осетией, Кабардино-Балкарией, Ставропольским краем, Чечней. Это своего рода вклад Ингушетии в систему безопасности, которая крайне важна для этого российского района и за обеспечение которой несут политическую ответственность, как федеральные органы, так и властные структуры соответствующих субъектов РФ.
Ингушетия начинает осваивать такой инструментарий регулирования, как договоры и соглашения, готовится к заключению ряда документов с Тюменской областью, Ставропольским краем. Можно прогнозировать, что в связи с избранием в 2003 году Президента Республики Ингушетия М. Зязикова Председателем Ассоциации «Северный Кавказ», - появятся дополнительные стимулы к многостороннему и двустороннему урегулированию региональных проблем на основе взаимовыгодных договоренностей.
Первые позитивные шаги сделаны в отношении стран СНГ. Ведется работа по подписанию Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Республикой Ингушетия и Республикой Беларусь. В мае 2003 года открыто Представительство Ингушетии в Минске. Намечены перспективные планы работы с Украиной (торговля, экономика), Казахстаном (в рамках содействия ингушской диаспоре, проживающей в стране), Молдовой (торгово-экономическая тематика) и др.
Особо следует остановиться на практике взаимодействия Республики Ингушетия с международными структурами. Для нее характерен ряд важных моментов. Во-первых, накопленный опыт связан, прежде всего, с решением сложных гуманитарных проблем (беженцы, перемещенные лица) в рамках выполнения положений Конституции РФ и ее международно-правовых обязательств по защите прав человека. Поэтому опыт складывается благодаря усилиям как федеральной (Правительства, Федерального Собрания, МИД, МВД МЧС РФ), так и республиканской власти. Сейчас на территории Республики работают около 60 гуманитарных организаций (межправительственных и общественных).
Во-вторых, уже проявляются признаки расширения тематики сотрудничества как по линии международных организаций (Программа развития ООН в РФ, Евросоюз), так и иностранных государств (Великобритания, Германия, Словакия, Турция, Швейцария, Финляндия). Объектом сотрудничества становятся вопросы строительства, инвестиций, подготовки кадров, открытия международного аэропорта «Магас» и др. Этот процесс будет расширяться, укрепляя международную привлекательность Ингушетии, как составной части РФ. Поэтому Республике предстоит большая работа по завершению подготовки ряда инвестиционных проектов. Участие в ней могут принять и международные организации (например, программа ТАСИС Евросоюза).
В-третьих, в проводимой Ингушетией работе значительный удельный вес принадлежит информационно-представительской функции. С точки зрения формирования объективного международного имиджа России и ее субъектов, - ее значение трудно переоценить. Из личного дипломатического и политического опыта общения с западными партнерами известно, какой большой интерес они проявляют к социально-экономическим, политическим процессам в российском государстве и обществе, высказываниям и комментариям Президента В.В. Путина и других руководителей РФ. И, как следует из наших бесед с Председателем КЕС Р.Проди, Председателем Европарламента П.Коксом, Генеральным Секретарем Совета ЕС и Верховным Представителем по общей внешней политике ЕС Х.Соланой, - этот интерес, будет только возрастать.
Отдельный сегмент внимания международной элиты - региональное развитие России. С этой точки зрения, Республика Ингушетия обладает значительным и разнообразным по форме опытом. Он включает, например, факты, связанные с государственным строительством. Так, высокую оценку наших партнеров, в том числе из правозащитных организаций, получило введение в 2003 году, на основе Закона, поста Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия.
Президентом Республики М. Зязиковым установлены рабочие контакты с Генеральным Секретарем Совета Европы В. Швиммером, Председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы В.Шидером, руководителями партийных групп и комитетов ПАСЕ. Его участие, вместе с российскими парламентариями, в работе Совета Европы - старейшей европейской организации международного характера - дало возможность «из первых уст» проинформировать европейскую общественность о происходящем на Кавказе, снять многие проблемные вопросы.
Этой же цели служит и включение Главы Ингушетии, наряду с руководителями других российских регионов, в состав официальных зарубежных делегаций России во главе с Президентом РФ В.В. Путиным. Такая форма политической работы свидетельствует о развитии федерализма в России и усиливает ее дипломатию.
В этом же русле развиваются и некоторые другие внешнеполитические аспекты. Так, в октябре 2003 года Президент Ингушетии М. Зязиков принял участие в проводимой в Москве Министром иностранных дел РФ И.Ивановым традиционной встрече с «тройкой» Евросоюза, где помимо международных вопросов обсуждалась обстановка в Чечне и на Северном Кавказе в целом. Следует отметить особый интерес Евросоюза к этому региону. Так, в апреле 2003 года Магас посетила с рабочим визитом «тройка» европейских послов: посол Греции в РФ Д. Параскевопулос, посол Италии в РФ Д. Бонетти, зам. главы Представительства Европейской Комиссии в Москве В.Пикет. Думается, что в развитии этой традиции парламентарии Ингушетии могли бы установить прямой контакт с Комитетом регионов ЕС, а Европарламент - организовать при поддержке МИД РФ презентацию в Брюсселе Республики Ингушетия и Южного федерального округа в целом.
Отметим в качестве позитивного факта и то, что география международных связей Ингушетии расширяется на официальном уровне. Она включает не только европейские структуры. Руководство Республики, ее Президент в этом году имели содержательные встречи со Специальным представителем Генерального Секретаря ООН по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев Ф.Денгом, руководителем делегации представителей Всемирной продовольственной программы ООН Б.Кравшоу, с послом доброй воли Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВБ) А.Джоли, представителями международной гуманитарной организации «World Vision», координаторами ВОЗ по Северному Кавказу Д.Ж.Мартинезом и Н. Манекилетсоном.
Накопленный к сегодняшнему дню международный опыт Республики Ингушетия требует не только серьезного обобщения и поддержки со стороны Администрации Президента РФ, Федерального Собрания РФ, но и совершенствования, принятия в этих целях соответствующих организационных мер. Один серьезный шаг в этом направлении уже сделан. 18 сентября 2003 года Указом Президента Ингушетии М.М. Зязикова образован Государственный Комитет Республики Ингушетия по внешнеэкономическим связям и инвестициям. Есть и другие перспективные предложения, которые могли бы войти в своего рода Программу обеспечения международных и внешнеэкономических связей Республики Ингушетия на современном этапе. Среди них -открытие Представительства МИД РФ, и целевая подготовка для РИ кадров в области международного права, международных отношений, мировой экономики.
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации, юридических наук, профессор Василий ЛИХАЧЁВ, журнал «Политика», декабрь 2003 г., №65