Культура и история
Оружие
История развития оружейного дела в жизни человечества уходит в глубь веков. На раннем этапе оружием служили подручные средства, камень, палка и т.д. С освоением технологии обработки металлов (медь, бронза, железо) возникали различные виды наступательного и оборонительного оружия. Ингушское оружие в основном совпадает с теми разновидностями ее, которое имелось у соседних народов. Кузнечное ремесло имело довольно широкое распространение среди ингушей. Мастера из железа изготавливали различные кинжалы, мечи, шашки, кольчуги, шипы, наручи, ножи, наконечники копий и стрел, палицы, пики. В средние века шлемы, мисюрки, наконечники стрел делались из бронзы. Принципы изготовления холодного оружия до сих пор остаются неизменными. Нагретый в кузнечном горне заготовку обрабатывают с помощью молота ,другими словами куют. В том числе с помощью современного кузнечно — прессового оборудования. Но способы приемы, технологии обработки металла у каждого мастера были свои, и тайна не выдавалась никому чужому. Если у мастера вырастал достойный сын, секреты работы передавались ему. В противном случае этот жизненно важный вопрос решал народ, с учетом мнения самого мастера. Унести свои знания в могилу он не имел абсолютно никакого права. Ведь он всегда получал достойную оплату за свой труд. Средства защиты и нападения, производимые народными умельцами, были высочайшего качества. Некоторые шашки рассекали даже кольчугу. Способы и секреты закалки металла охранялись превыше всего, хотя не афишировали и сам процесс ковки. В ингушском языке сохранилось, ряд названий сортов стали: масса болат — закаленная сталь, «хьийна болат» —кованая сталь, «мисара болат»- сирийская (дамасская) сталь, «х1индий болат» — индийская сталь, «эрсий болат» — русская сталь. Оружие народов Кавказа лаконично дополняет их костюм.
Традиционный кавказский мужской костюм состоит: из распашной рубахи — г1овтал, черкески — «чокхи», брюк — «хачи», ноговиц — «пезгаш», нательной рубахи — «коч», шапки — «кий».
Каждая деталь на узком наборном ремне имело практическую цель. Потом они превратились в элементы украшения и изготавливались из серебра. На поясе крепились: жирница, натруска, кресало, отвертка и другие приспособления. Газыри — «бустамаш» предназначались для ношения отмеренных зарядов пороха, пуль, пыжей, а также запасных кремневых заготовок для ружей, пистолетов и кресал. До появления огнестрельного оружия газырей не было, о чем свидетельствуют их названия на ингушском языке — «бустамаш» (я) — от «бустам» — мерка, т.е. отмеренный заряд (пороха). Оружие служило атрибутом не только воинского мастерства его владельца, но и мерилом богатства. Хороший экземпляр кинжала, шашки, пистолета, ружья мог стоить от 3 до 15 коров. Оружие ценилось не только как средство защиты и нападения, но также как элемент национального костюма (кинжал например), который носил каждый совершеннолетний, дееспособный мужчина. Потому оружие (и холодное и огнестрельное) украшали серебром и даже золотом. Из истории мы знаем, что во всех городах были ювелирные лавки. Даже в небольшом поселке Назрань в начале ХХ века находилось до десятка ювелирных лавок, где трудились дагестанские и ингушские мастера. Наиболее известным из них был Юсуп Абдулаев, имевший собственную сеть ювелирных лавок в Чечне, Осетии, Ингушетии, Дагестане. Серебряные элементы украшения оружия, женские пояса и застежки его работы отмечены личным клеймом мастера Ю.А., а также 84; пробой которую ставили во Владикавказской пробирной лавке. Такие лавки функционировали во многих городах России Пятигорске, Ставрополе, Новочеркасске и т.д. В Ростове-на-Дону была пробирная мастерская, как в Москве, Петербурге и других крупных городах государства.