18.03.2009

Ингушетия и Россия: ЕДИНСТВО НА ВЕКА

Некогда Русь определила для себя наиболее близкое по духу и необходимое по времени содружество с Византией, с сильной державой мира того времени. Так и Ингушетия сделала осознанный выбор в 1770 году добровольным вхождением в состав России. В 2010 году Ингушетия будет отмечать 240-летие единения с Россией.

ИНГУШЕТИЯ ДРЕВНЯЯ

Каждый народ имеет свою историю. Этнокультурные истоки ингушей и контакты с разными народами уходят в глубь веков. Первые упоминания о предках ингушей в письменных источниках встречаются еще в трудах древнегреческих и древнеримских авторов.

Доброжелательные отношения ингушей с Киевской Русью прослеживались с древних времен. После татаро-монгольского нашествия, затем и войск хромого Тамерлана, Ингушетия находилась в очень сложной социально-политической ситуации. Это было сложное время. Происходило противостояние великих мировых держав. Это ощущали и народы Северного Кавказа. Они подвергались давлению и оказывались на стороне то одной, то другой державы, что вызывало и противостояние на Кавказе. Ингушетия вынуждена была искать союзника1. Географическое положение Ингушетии на магистральных путях, связывавших Закавказье с Россией, являлось важным фактором в судьбе ингушского народа и его взаимоотношений с другими народами.

В средние века через горную Ингушетию проходила из Азии в Европу боковая ветвь Шёлкового пути. Известный кавказовед Л.П.Семёнов писал: «Ингушия, находясь в средней части Северного Кавказа, замкнутая в глубоких ущельях, не была, однако, отрезана от культурного мира. Близ её территории проходил путь, соединявший Северный Кавказ с Закавказьем (нынешняя Военно-Грузинская дорога). По этому пути шли караваны купцов, полчища завоевателей-арабов, монголов и других. Ингушию связывали с Грузией вполне доступные перевальные тропы по рекам Армхи и Асса. Ингушия имела широкие сношения с южной окраиной Древней Руси и с греческими колониями Причерноморья»2.

«О связях Древней Ингушетии и Древней Руси свидетельствуют многочисленные русско-ингушские лексические параллели, встречающиеся в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве», которым было посвящено исследование лингвиста профессора Дошлуко Мальсагова «О некоторых непонятых местах в «Слове о полку Игореве». Ученым были выявлены целый ряд русско-ингушских лексических схождений, интерпретированных им с помощью ингушского языка. Выводы ингушского языковеда, подчеркивавшие глубокие связи русского и ингушского языков, прослеживаемые еще в периоде сложения Древнерусского государства, имели широкий резонанс в научном мире и получили высокую оценку ведущих лингвистов России3.

Ко времени вхождения в состав России, ингуши имели яркую, самобытную культуру. Консолидация ингушских обществ сохраняла народ. Жизнь в горах закаляла характер горцев, воспитывала в них необходимые для выживания в этих географических условиях качества. Верность слову, надёжность и взаимовыручка, бережливое отношение к природным богатствам становились неотъемлемыми чертами характера горцев. В ингушском обществе были широко распространены обычаи «вошал», «доттаг1ал» (побратимства и дружбы) с представителями других народов Кавказа, в том числе русского народа. Поведение ингушей в обществе, в общении с представителями других национальностей, было подчинено неписаному своду правил эздел – этики.

Большим своеобразием отличались общественные и семейные отношения ингушей. Общественная жизнь и быт ингушей регламентировались неписанными нормами, правилами и обычаями. Издревле в ингушском обществе существовал своеобразный парламент - Совет старейшин (Мехка-кхел) (букв.: совет страны), на котором решались важные для народа вопросы: хозяйственные, общественные, судебные. Об этом совете, как идеале правосудия, некогда писал исследователь Б.К.Далгат: «Ингуши некогда приблизились к такому идеалу правосудия, до которого не смогут мечтать дойти цивилизованные народы мира»4. Членами «Мехк-кхел» избирали авторитетных и уважаемых людей, знатоков обычаев и традиций ингушей. Все вопросы хозяйственной и общественной жизни регулировались и регламентировались нормами и традициями адата. Характерной чертой ингушского общества является уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту. К древним традициям и обычаям относятся: общественная взаимопомощь (белхи), гостеприимство, куначество, побратимство, усыновление и покровительство. Немыми свидетелями религиозного прошлого ингушей являются значительные культовые сооружения - аульные святилища, храм Тхаба-Ерды и мн.др. Вся религиозная система Ингушетии была единой и цельной.

В народе были почитаемы за мудрость и мужество, честь и достоинство многие легендарные сыны. Это Ивизда Г1азд, Эжи Эхк (Йовлой к1ант), Б1архой к1ант, Мухлой Ба1ашк, Ауша Элмарза, Хоаной Хинг, Оарцха К1арцхал и многие другие.

Своеобразие культуры ингушей, как и сама природа этих земель, издавна привлекали внимание российского государства. Внимание к Ингушетии привлекало и то обстоятельство, что территориально она занимала центральное место на Кавказе.

1770 ГОД. ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ИНГУШЕТИИ В СОСТАВ РОССИИ

Горцы-ингуши видели в России силу, способную защитить их от опустошительных набегов...5 Со временем контакты расширялись и получили документальное закрепление. Процедура принятия присяги ингушскими старшинами на верность России происходила 4,5,6 марта 1770 года в селении Ангушт6. На этом торжестве присутствовал академик И.Гюльденштедт, который запечатлел это важное событие в своих записях. Селение это по данным исследователя являлось центром округа «Большие ингуши»7. Праздничные торжества в честь этого события отмечались на обширной поляне с символическим названием “Барта босе’’, что значит “склон согласия”. О добровольном вхождении Ингушетии в состав России писали многие авторы. В 2004 году была издана работа И.А.Дахкильгова «Шли в подданство не из принуждения»8.

Союз с Россией был выгоден как России, так и Ингушетии, как в политическом, так и в экономическом отношении. Это было обоюдное движение навстречу друг другу, происходившее как результат совпадения интересов обеих сторон. Начиная с 70-х гг. XVIII века судьба ингушей тесно связана с историей Российского государства. В 1784 г. вблизи ингушского селения Заур-юрт, была основана крепость Владикавказ, позже ставшая городом и сыгравшая значительную роль в истории ингушского народа.

Во время Кавказской войны 1817-1864 гг. равнинные ингуши расселялись уже и на землях современного Назрановского, Сунженского и части Малгобекского районов, и стали своеобразной внутренней кордонной линией, защищавшей Владикавказ и обеспечивавшей безопасность путей в Закавказье. Назрановцы, как называли равнинных ингушей в тот период, своими аулами прикрывали важнейшую стратегическую территорию на Центральном Кавказе, а их милиция принимала самое активное участие в боевых действиях на стороне Русской армии9. И в то же время, в те годы ингуши невинно пострадали. Они были насильственно выселены из своих селений.

История хранит в памяти примеры достойного участия ушедших поколений ингушей в судьбе Российского государства и ингушского общества. Байсара Мочкъа, Уцига Малсаг, Г1айте Г1айрбик, Кхантыша Т1ой, Г1амарзий Дошлакъа, Хамчий Хамбор и многие другие оставили яркий след в истории своего народа.

В войнах России принимали участие генералы и офицеры царской армии. Среди его представителей пять генералов русской армии, 30 Полных Георгиевских Кавалеров и 9 Кавалеров именного Золотого Георгиевского оружия – высшей офицерской награды русской армии»10. Заурбек Боров – став генералом Персидской армии, вернулся в Россию и верно служил её.

В ходе войн зарождалось и крепло военное содружество русской императорской армии с новыми подданными. Из представителей горской аристократии выдвинулись блестящие офицерские кадры, обладавшие истинным командирским талантом и редкостной храбростью. Именно они явились основоположниками становления военной элиты на Северном Кавказе.

Вхождение ингушей в Россию проходило в тот период, когда она вступала в капиталистическую стадию своего развития. В политической, социально-экономической и культурной жизни ингушей в ХVIII веке стали происходить изменения. С 1845 года началось возведение новой Сунженской укрепленной линии на территории плоскостной Ингушетии. Было заложено около 15 станиц, составивших 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский полки Терского казачьего войска. В 30-х годах Х1Х века были организованы карательные экспедиции. На Кавказ стали переселять народы из центральной России. Переселение часто имело насильственный характер. И всё же народы проявляли интерес друг к другу, изучали опыт, интегрировались в культуре.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Изучать Кавказ и его народы стали прогрессивные зарубежные и российские исследователи. Вместе с местными краеведами историю изучали российские ученые И.А.Гюльденштедт, А.Берже, Н.Грабовский, П.Услар, Н.Яковлев, Л.Семенов, В.Пожидаев, И.Щеблыкин, А.Генко, Е.Крупнов, Б.Далгат, В.Марковин и другие.

Огромный интерес исследователи проявляли и к памятникам зодчества ингушей. Русский археолог В.Ф.Миллер в июне 1886 года обследовал многие районы горной Ингушетии. «Это было открытие миру почти неизвестной архитектуры, многие ученые в конце XIX и начале XX века стремились попасть в ущелья, где жили ингуши, чтобы все это увидеть своими глазами. Появилось множество статей и небольших очерков, в которых содержались сведения о местных памятниках старины», - пишет кавказовед Я.Чеснов.

В разные годы архитектурные памятники Ингушетии изучали исследователи В.Ф.Миллер, Л.Семенов, Н.Яковлев и др. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, они устойчивы и прочны. Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и умению так великолепно разрешать и воплощать в реальные формы свои замыслы и фантазии”, - писал И.Щеблыкин.

О Кавказе писали ведущие российские мыслители. Традиции и обычаи, быт и нравы горцев производили на них сильное впечатление. Немало произведений посвятили Кавказу классики российской литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др. Дважды посетил Кавказ А.С.Пушкин – в 1820-21 гг. и в 1829 г. Идеи побратимства и дружбы, верность долгу, любовь к свободе, жажда справедливости вдохновляли поэта. «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ», - писал М.Ю.Лермонтов. Жизнь горца ему представлялась вечно утверждаемым достоинством, исполнением и следованием законам гор. Глубокий интерес к особенностям жизни горцев проявлял Л.Н.Толстой, бывавший на Кавказе в период подъема русской демократической мысли, - в сороковые годы ХIХ века. Всё это нашло отражение в его произведениях. Трогательные встречи, гостеприимство и быт ингушей запомнились известному химику-исследователю Д.И.Менделееву.

Учёные и историки, пожалуй, любили Кавказ. Иначе при всём научном чутье и энтузиазме они не заметили бы высокой культуры народа, о котором доселе не было известно российской науке. Через их произведения в тогдашнее российское общество живительным потоком хлынула свежая струя нового, незнакомого взгляда на мир горцев Северного Кавказа, мир других обычаев, других традиций, другого отношения к жизни и смерти. Дети многих горских вождей воспитывались в лучших военных училищах Санкт-Петербурга и Москвы. В среде простых людей с обеих сторон стал привычным обычай отдавать детей в семьи друг друга для обучения языку и традиционному укладу жизни. Началось стремительное взаимообогащение культур русского народа и народов Кавказа. И, конечно же, из среды наиболее образованных горцев появилась целая плеяда поэтов, писателей и художников, стремившихся в первую очередь сохранить для потомков культурное наследие своих народов.

Ингушетия вовлекалась в орбиту культурного влияния России, и процесс этот был взаимным. Важную роль в формировании ингушской интеллигенции сыграло создание российским правительством на Северном Кавказе сети образовательных учреждений.

В культуре и образовании появились интеграционные процессы. Выходцы из горских народов поступали в высшие учебные заведения страны. Первыми студентами Ставропольской гимназии стали Ч.Ахриев, А-Г.Долгиев, И.Бекбузаров. В последующем их имена и имена А.Тутаева и Асланбека и Ибрагима Базоркиных появились в науке и образовании. По крупицам собирали они ценные этнографические материалы о народе.

С открытием Назрановской школы в 1868 году учительскую деятельность в ней вели А-Г.Долгиев, Б.Зязиков, И.Саутиев, Б.Картоев, Д.Альтемиров, М.Котиев и др. Тяга к знаниям, стремление учиться у ингушей были сильны. «Ежегодно в Назрановскую горскую школу подается 100 и более прошений родителями-ингушами о принятии их детей в школу. Но за неимением мест в школе принимается только пятьдесят мальчиков, а все остальные дети, желающие учиться, остаются за стенами храма науки,»11 - писал в 1911 году М.Г.Котиев.

З.М-Т.ДЗАРАХОВА, газета "Сердало", 18.03.2009г.

Фотогалерея