НОВОСТИ

Транспортная инфраструктура Ингушетии активно развивается
14.06.2006

За годы, прошедшие с момента образования Республики Ингушетия, транспортная система и инфраструктура республики претерпели значительные изменения. Введен в эксплуатацию новый аэропортовый комплекс, построено здание железнодорожного вокзала, развивается сеть автомобильных дорог, с большей частью населенных пунктов обеспечена устойчивая транспортная связь. Дальнейшее развитие транспортной системы республики возможно только при поддержке со стороны федерального бюджета.

По территории Республики Ингушетия проходит участок федеральной автодороги М-29 «Кавказ» протяженностью 39 километров. В настоящее время в связи с увеличением пассажиро- и грузопотока, этот участок нуждается в срочном расширении существующей двухполосной автодороги до четырехполосной и переводе в первую техническую категорию. Сметная стоимость строительства — 1680 миллионов рублей (в ценах 2003 года). Сроки строительства — 2005-2015 годы. При увеличении ежегодных объемов финансирования возможно окончание строительства и сдача объектов в эксплуатацию к 2010 году.

С вводом в 2001 году в эксплуатацию объектов нового аэропортового комплекса возросли расходы на содержание и обслуживание аэровокзала, взлетно-посадочной полосы и других объектов аэропортовой инфраструктуры. При относительно небольших доходах это предприятие оказалось убыточным. В 2003 году убытки аэропорта составили 19,8 миллиона рублей, в 2004-м — 20 миллионов рублей.

Для выхода предприятия из финансового кризиса необходимо создать условия для увеличения его доходной части за счет выполнения дополнительных рейсов. Требуется выделение средств на строительство объектов второй очереди, включая объекты, необходимые для обеспечения авиационной безопасности, увеличения количества выполняемых рейсов и показателей пассажирооборота и грузооборота.

Система железнодорожного транспорта Республики Ингушетия за прошедшие годы также претерпела значительные изменения. Растет грузооборот, в связи с этим возникла необходимость строительства нового грузового двора за чертой города Назрани, который обеспечит прием большого количества грузов, безопасность погрузочно-разгрузочных работ и сократит движение большегрузного транспорта в городе.

Было принято решение о переносе грузового двора на 2037—2038-й километр перегона Назрань-Консервный. Согласно предварительному сводно-сметному расчету работы, выполняемые за счет средств СКЖД, составят 72,3 миллиона рублей. Часть работ будет выполняться за счет средств бюджета Республики Ингушетия. Данные обязательства включены в договор «О взаимодействии ОАО «Российские железные дороги» и Правительства Республики Ингушетия по улучшению транспортного обслуживания и обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта в 2006—2008 годах».

Проходящий по территории республики участок железной дороги Беслан— Слепцовская считается малодеятельным и убыточным. По причине высокой стоимости билетов в последние годы наблюдается снижение показателей пассажирооборота.

Кардинально изменить ситуацию в транспортной системе Ингушетии может реализация проекта по строительству Кавказской перевальной железной дороги. Основной целью проекта является установление стабильного транспортного железнодорожного сообщения между Российской Федерацией и Республикой Грузия через Главный Кавказский хребет, что повлечет значительное сокращение пути следования грузовых и пассажирских поездов.

Проектно-сметная документация (ТЭО, технический и рабочий проект) разработана в начале 1980-х годов проектным институтом «Кавгипротранс» города Тбилиси. В соответствии с ТЭО путь следования грузовых поездов до станции Тбилиси сократится на 959 километров по сравнению с прикаспийским ходом и на 200 километров по сравнению с черноморским ходом. Интенсивность движения на этих направлениях в 2005 году составила 52 пары грузовых и 8 пар пассажирских поездов в сутки. В настоящее время объем перевозимых грузов по двухпутной дороге достигает 50 миллионов тонн в год.

По предварительному расчету, введение в действие Кавказской перевальной железной дороги даст экономию на каждую тонну перевозимого груза в размере 20—25 долларов. Кроме того, реализация проекта даст дополнительные рабочие места жителям Республики Ингушетия и прилегающих территорий. Строительство только перевального тоннеля потребует привлечения 2500 человек.

Протяженность Кавказской перевальной железной дороги по проекту составляет 188,8 километра, общая длина тоннелей — 43 километра. Стоимость строительства КПЖД в настоящее время оценивается в 53 миллиарда рублей, в том числе 16,6 миллиарда рублей на прокладку тоннелей. Окупаемость капиталовложений возможна уже через 9,5-10 лет. В настоящее время вопрос строительства КПЖД находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Функционирование железной дороги на территории Республики Ингушетия позволит активизировать деловую жизнь населения горных районов, создать новые рабочие места, связанные с обслуживанием железной дороги. Наличие в горных районах действующей транспортной системы даст дополнительные экономические выгоды и положительные предпосылки для привлечения инвестиций в республику.

Журнал "Транспорт Юга", 2006 г., №1-2 (25-26)